
Президент корпорации «Гранд», ученый, писатель и бизнесмен Владимир Спиваковский в рамках проекта Итоги 2020 рассказала экспертно-коммуникационной группе Импульс о главных событиях в системе образования Украины в 2020 году.
О ключевых событиях в системе образования
По итогам 2020 года ключевыми событиями в системе образования Украины стали такие:
- Экстренный переход образования в онлайн в условиях полной неготовности. Хотя процентов 15% школ справились с этим карантинным вызовом вполне успешно.
- Неожиданное осознание родителями, увидевшими «дома вблизи» обучение своих детей, что их учат не тому, не так, не те, не там и не на те результаты.
- Несмотря на все пандемические беды и ограничения, не ослабевает тяга людей давать своим детям хорошее образование. Организуются многочисленные курсы, онлайн школы и сообщества в социальных сетях.
- Впервые в новые типы школ потянулись серьезные инвесторы.
Об основных проблемах, вызванных дистанционной формой обучения
Учителя не были готовы к двойной нагрузке (в школе и в дистанте), а также технически работать на образовательных платформах.
Родители с большим трудом могли обеспечить детям условия обучения дома, когда им самим пришлось превращаться в учителей и испытывать все тяготы этой профессии.
Во многих семьях не было достаточного количества компьютеров, особенно в многодетных семьях. Зато были слабый интернет и зависающие программы.
У детей была пониженная концентрация внимания, усталость от монитора, они увиливали от занятий, заклеивали вебкамеры, в результате чего через полгода-год у них обнаружилось много пробелов в знаниях.
Правительство срочно организовывало телевизионные уроки, но на них было много нареканий.
В целом всех всё раздражало.
О влиянии резкого перехода к дистанционному обучению на качество образования
С одной стороны, качество знаний существенно снизилось, хотя оно и до этого было невысоким. С другой стороны, обнажились все недостатки системы образования, и многим стало ясно – каким должно быть это качество в XXI веке. А до этого ясно не было.
Поэтому пандемия и карантины стали мощным катализатором для переосмысления того, какими должны быть реформы в образовании. И переход на дистант должен стать трамплином для настоящих, а не косметических, реформ.
О том, какие навыки нужны ученикам и их родителям в новых условиях обучения
Приоритетными становятся такие качества как самоорганизованность, иная социализация, индивидуальные траектории обучения, умение использовать разнообразные источники знаниевой информации и навыки ее быстро перерабатывать и усваивать.
Родители начали разбираться в том, что значит «хорошая школа», а также чем отличаются школы дистанционные (асинхронные) от школ онлайн (с живыми уроками и заботливым сервисом).
Неминуем переход к новым образовательным технологиям и алгоритмам, которыми нужно экстренно овладевать.
Наиболее прозорливые родители находят «хорошие школы» и не жалеют на них денег, так как, во-первых, сэкономили на отсутствии путешествий и других тратах при карантинах, а, во-вторых, в госсекторе школы сокращаются и слабеют. Поэтому для многих родителей онлайн школы стали вполне приемлемыми, ведь они недорогие, удобные и более безопасные в это время.
О том, как тотальный переход на дистанционное обучение скажется на кадровом составе педагогов
Это обстоятельство повлияет на отрасль существенно. Учителя будут вынуждены осваивать другие роли: коучей, тьюторов, навигаторов, технологов, тренеров, фасилитаторов, режиссеров уроков, инноваторов и др. А профессия чисто учителя начнет исчезать.
При повышенном спросе на «хороших учителей» их количество будет постоянно уменьшаться. Поэтому тех учителей, которые поймут, где теперь современный мейнстрим и устремятся в него, ждут успехи и благополучие.
Директора школ будут осваивать навыки реального предпринимательства, компьютерных и визуальных технологий, новых форм обучения и обеспечения ожидаемых результатов, чтобы быть на плаву.
Структура кадров существенно преобразится. Достаточно сказать, что если раньше учебник готовил один автор, то теперь в изготовлении школьного контента принимает участие 15-20 человек – от сценаристов и режиссеров до нейропсихологов и детских писателей. Это дает совсем другое качество знаний.
Об изменении спроса украинцев на образование за рубежом
Спрос на образование за границей неуклонно повышается. И это связано не столько с невысоким уровнем отечественного образования, сколько с перспективами будущей работы, карьеры, доходов и качества жизни за рубежом.
Кроме того, в разы увеличилось количество иностранных хедхантеров, охотящихся за нашими школьниками и подогревающих этот эмиграционный спрос.
Безусловно, это обстоятельство формирует новые возможности для отечественных образовательных учреждений. До пандемии в Украине дистанционно училось 60 000 детей. Сейчас их уже 150 000. Это значит, что для все увеличивающегося числа таких школьников экстренно создаются новые разнообразные дистанционные и онлайн школы, которые предлагают продвинутые программы и хороший сервис, что добавляет им популярности.
В этих условиях обычные школы тоже вынуждены подтягиваться. Получается, что карантины стали неожиданным трамплином для той части прогрессивных эдьюкейторов, которые только и ждали того момента, когда они, наконец-то, станут востребованными. И теперь они используют эти возможности сполна. Хотя это касается всего лишь 10-15% школ и учителей.
О том, что дал онлайн формат школам и ученикам
В первую очередь, это переход от обычных скучных уроков к интегрированным кейс-урокам, которые в разы повышают эффективность усвоения знания и которые уже применяются в сотнях школ страны.
Начали использоваться многомодульные уроки, чтобы занятия были увлекательными и «неуставательными». В них чередуются нововведенные блоки (разогрев, трейлер, видео-ядро, чаты, скил-задания, дебаты, финализации, и т.д.).
Переосмысливается социализация, которая в онлайн школах, как оказалось, может быть устроена намного лучше, чем даже в обычных школах (нет буллинга, можно общаться с кем хочешь, участвовать в международных проектах, не испытывать стрессов, высыпаться по утрам, и т.д.).
В онлайне легче найти новые современные знания о будущих профессиях и будущих бизнесах.
Прогрессирующий формат онлайн образования позволяет легче реализовать формулу «2 в 1»: память и воображение; знания и умения; специализацию и эрудицию; процесс и результат. По крайне мере, именно перечисленные инновации и проекты внедрены в таких онлайн школах, как например, Гранд-Экспо, которые становятся все более популярными из-за новизны. По итогам всемирной конференции в Давосе-2021, именно эти тренды стали доминирующими в системах образования передовых стран.
О последствиях событий 2020 года для нынешних школьников в среднесрочной перспективе
Будут существенные расслоения – по уровню доходов семей и по способностям детей. Усилится конкуренция за умы. Социальная справедливость не будет выдерживаться. С учениками побогаче будут работать тьюторы, навигаторы и тренеры.
С другой стороны, доступность к обычным знаниям будет свободной, а к эксклюзивным знаниям – за высокую плату, так как обладатели эксклюзивных знаний и опыта, наконец-то, станут цениться и дорого стоить.
О том, как может отразиться текущая ситуация на мировоззрении нынешнего поколения школьников
Несмотря на все текущие беды, у молодого поколения есть достаточно потенциала для самоорганизации и самостоятельного освоения знаний в природных науках, STEAM и кейс-технологиях.
Я так уверенно об этом говорю, потому что вижу, как даже в нашей онлайн-школе Гранд-Экспо дети, изучающие химию, физику и биологию по интернету, участвуют в сложнейших научно-технических проектах (по своей инициативе) и побеждают на олимпиадах.
А еще, скажу по секрету, я каждый день вижу «инсайдерскую информацию», будучи в доступе к тому, как проводятся онлайн уроки в реальном времени, и видя, как дети говорят и дебатируют, и какие глубокие знания (неучебниковские) демонстрируют. Они сыпят формулами, сингулярностями, фракталами, кластерами, квантовыми технологиями, глобалистикой, блокчейном… И это все они выискивают где-то сами.
О том, какими навыками должен обладать идеальный учитель в мире, измененном пандемией
Он не столько предметник, сколько кейс-технолог, многоумелец и компетист.
Он на «ты» с компьютерными технологиями и не уступает в них ученикам.
Он умеет превратить сложное в простое.
Он умеет ладить с детьми. Держит темп и внимание. Шутит и улыбается.
Он – влиятель. Он может внушить уверенность, что, например, квантовая физика или деление дробей – это крутейшая вещь в жизни, благодаря которой люди зарабатывают миллиарды и становятся №1.
Он знает свое дело и понимает, какой результат он должен получить от ученика. И достигает его.
Ранее в рамках проекта Итоги 2020 шеф-редактор и руководитель ГО «Детектор медиа» Наталья Лигачева рассказала экспертно-коммуникационной группе Импульс о главных событиях на рынке медиа Украины в 2020 году
Экспертно-коммуникационная группа Импульс проводит ежегодный секторальный опрос экспертов и лидеров рынка с 2018 г.
При полном или частичном использовании материалов с сайта экспертно-коммуникационной группы Импульс обязательно упоминание спикера и первоисточника, а также гиперссылка на сайт экспертно-коммуникационной группы Импульс.